Петров, Н.А. О значении авторитета и личного примера учителя. - М.: Учпедгиз, 1949. - 248 с.
Второе издание. На титульном листе книга имеет полное название: «О значении авторитета и личного примера учителя в коммунистическом воспитании детей».
Для интересующихся развитием педагогической мысли, студентов, современных учителей, родителей учеников интерес в книге может представлять глава «Учащиеся школы о любимом и авторитетном учителе». Автор приводит пример анализа детских специальных классных сочинений «О любимом учителе». Если сравнить процентное отношение высказываний детей «Почему они считают учителя любимым», то очевидно, что эмоциональный фон, зависимость от учителя снижаются по мере роста ребёнка.
Итак, в 1940-х годах в советских школах.
4 класс:
- Хорошо рассказывает и объясняет уроки – 65% (на первом месте)
- Любит детей и заботится о них – 50% (на втором месте)
- Требовательный к ученикам – 30% (на третьем месте)
- Интересно и весело проводит уроки – 30% (на четвертом месте)
- Ласковый в обращении – 25% (на пятом месте)
7 класс:
- Ясно и хорошо объясняет уроки – 80% (на первом месте)
- Обладает умелым подходом к учащимся - 45% (на втором месте)
- Справедливо ставит отметки – 40% (на третьем месте)
- В совершенстве знает свой предмет – 35% (на четвертом месте)
- Строгий, но в меру – 35% (на пятом месте)
К 7 классу для детей становится основным: строгость, справедливость, умение заинтересовать предметом. «Любит детей» переходит со 2 на 17 позицию – 6%; «весело, умеет пошутить» переходит с 4 на 20 позицию – 5%. Но появляется: «рассказывает больше, чем в учебнике», «относится ко всем одинаково, не имеет любимчиков».
А как интересно ответят современные школьники на вопрос «Почему вы любите своего учителя»? Спросите их…